Государственный контроль (надзор) в Российской Федерации

С 1 июля 2021 года  вступил в силу  Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее 248- ФЗ) и является  «законом-спутником» Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Целью государственного, муниципального контроля (ч. 2 ст. 1) является  достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

О чём 248-ФЗ и как меняются правила и порядок государственного надзора?

Акцент с проверок предпринимателей смещается на профилактику и предупреждение нарушений. Особое внимание обращено на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактике охраняемым законом ценностям

Профилактика

248-ФЗ закрепляет широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий отнесены:

1) Информирование ст. 46;

2) Обобщение правоприменительной практики ст. 47;

3) Меры стимулирования добросовестности; ст. 48;

4) Объявление предостережения ст. 49;

5) Консультирование ст. 50;

6) Самообследование ст. 51;

7) Профилактический визит ст. 52;

8) Проверочные листы ст. 53.

Контрольные (надзорные) мероприятия

Глава 12 описывает виды контрольных (надзорных) мероприятий (далее- КНМ) описаны в ст. 56. При этом сами мероприятия могут проходить как со взаимодействием с контролируемым лицом, так и без него.

1. КНМ со взаимодействием:

1. Контрольная закупка ст. 67

2. Мониторинговая закупка ст. 68

3. Выборочный контроль ст. 69

4. Инспекционный визит ст. 70

5. Рейдовый осмотр ст. 71

6. Документарная проверка ст. 72

7. Выездная проверка ст. 73

2. КНМ без взаимодействия:

  1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований ст. 74;
  2. Выездное обследование ст. 75.

Контрольно- надзорные действия

В ст. 65 описывает  перечень контрольных (надзорных) действий совершаемых в ходе КНМ:

  1. Осмотр ст. 76;
  2. Досмотр ст. 77;
  3. Опрос ст. 78;
  4. Получение письменных объяснений ст. 79;
  5. Истребование документов ст.80;
  6. Отбор проб (образцов) ст.81;
  7. Инструментальное обследование ст. 82.
  8. Испытание ст. 83;
  9. Экспертиза ст. 84;
  10. Эксперимент ст. 85.

Еще следует добавить, что глава 5 описывает управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Зафиксированы критерии, категории и индикаторы риска.

В ст.91 №248-ФЗ перечислено 11 грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного надзора:

1) отсутствие оснований проведения  КНМ;

2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения КНМ в случае, если такое согласование является обязательным;

3) нарушение требования об уведомлении о проведении КНМ в случае, если такое уведомление является обязательным;

4) нарушение периодичности проведения планового КНМ;

5) проведение планового  КНМ, не включенного в соответствующий план проведения КНМ;

6) принятие решения по результатам КНМ на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;

7) привлечение к проведению КНМ лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

8) нарушение сроков проведения КНМ;

9) совершение в ходе КНМ контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида КНМ;

10) непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами КНМ в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом;

11) проведение КНМ, не включенного в единый реестр КНМ.

К числу важнейших ограничений следует отнести положение ст.73 №248-Ф, в которой установлено, что выездная проверка проводится в случаях, если не представляется возможным оценить соответствие обязательным требованиям без выезда на место.

Ключевыми  являются положения ст.96 №248-ФЗ, где говорится об осуществлении режима дистанционного государственного надзора. Предполагается использовать информационные технологии. При этом контролируемое лицо на добровольной основе по заявлению на условиях соглашения с надзорным органом предоставляет доступ к объекту удаленно — это называемый «мониторинг».

Таким образом, в 248-ФЗ речь идет о полноценной цифровизации государственного надзора, снижающей издержки граждан и организаций, повышающей эффективность государственного надзора, а также существенным образом повышающей его прозрачность.

Государственный контроль (надзор) в Российской Федерации
Пролистать наверх